Домашние задания для обучающихся подготовительной группы здоровьяздесь
Домашние задания для обучающихся, имеющих временное освобождение от практических занятий физической культурой (теория)
Цель домашних заданий – способствовать успешному овладению двигательными навыками, развитию двигательных качеств, выполнению требований учебной программы.
В педагогической практике применяются два вида домашних заданий – сквозные и тематические. Сквозные задания на протяжении всего учебного года для каждого класса одни и те же, дифференцируются лишь нагрузка при их выполнении. Они направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения.
Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки учащихся к освоению отдельных разделов учебной программы и способствуют развитию двигательных качеств, играющих главенствующую роль при прохождении того или иного учебного материала.
Задания по физической культуре имеют свою специфику, которая определяется условиями выполнения заданий и их содержанием. Они должны являться логическим продолжением учебной работы. Содержание их состоит из упражнений, направленных:
на развитие основных двигательных качеств;
на повторение простейших элементов техники движения.
Запрещается давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих специальных условий и страховки.
Для успешного применения домашних заданий необходимо соблюдать ряд обязательных условий:
обучающиеся должны знать требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств, которые они должны достичь в своем возрасте;
обучающихся необходимо убедить в практической пользе домашних заданий;
изучать с обучающимися на уроке материал домашних заданий;
обращать внимание обучающихся на организацию и методику проведения заданных на дом упражнений;
обучить обучающихся правильной терминологии и правильно ей пользоваться при записи домашних заданий;
обязательно обучающимся сообщать сроки проверки полученных домашних заданий.
При заданиях на дом учителю необходимо:
тщательно ориентировать учеников на обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий;
обращать особое внимание на обеспечение ими мер безопасности во время выполнения упражнений, подготовленность места( отсутствие лишних предметов, выступов и т. д).
учитывать возможность его выполнения в зависимости от местных условий.
Сроки домашних заданий могут быть:
долговременными – на 30 дней и более;
средней длительности – на две недели, на определенную серию уроков, в течение которых проходит обучение тому или иному двигательному действию;
кратковременными – на одну неделю, до следующего урока.
Предлагая выполнить задания на развитие физических качеств, необходимо учитывать какое двигательное качество является определяющим при прохождении раздела учебной программы, а так же возможность изменения двигательных качеств. Задания на дом должны иметь различный срок.
Важно строго учитывать нагрузку, соответствующую состоянию здоровья, физическому развитию и физической подготовленности учащихся. Количество упражнений, задаваемых на дом, должно быть таким, чтобы их выполнение не превышало 25 - 20 минут.
Чтобы польза от домашних заданий была более результативной, учителю необходимо добиваться не только их систематичности, но и постоянного контроля. Такой контроль осуществляется, прежде всего, на уроках и может состоять в проверке:
правильности выполнения упражнений;
сдвигов количественных показателей;
повышения уровня физической подготовленности.
Определенный вклад в выполнение домашних заданий и контроль за их выполнением могут внести и родители. Учитель может заручиться их поддержкой в оказании помощи школьникам при самостоятельных занятиях и осуществлении контроля за их выполнением. Для этого учителю следует постоянно использовать контакты с родителями (беседы, собрания), нацеливать их на необходимость наблюдения, стимулирования и поощрения за выполнением детьми задаваемых упражнений.
Самостоятельность – это всегда в какой-то мере творчество. С этих позиций самостоятельная деятельность различается по уровню творческого подхода. Есть виды самостоятельной деятельности, когда ученику достаточно воспроизвести то, что ему показал или о чем рассказал учитель, - это наиболее простой, низший уровень. Второй уровень самостоятельной деятельности – когда известное, хорошо знакомое, освоенное ученик применяет в других ситуациях, отличных от обычных. В иной обстановке. И наконец, третий (высший) уровень творческого подхода заключается в том, что на основе своих знаний, прежнего опыта ученик находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном итоге к той же цели кратчайшим путем, творчески подходит к организации условий своей деятельности.
Физические упражнения, используемые в качестве домашних заданий для обучающихся
Разминка
И.п. - сед на краю сиденья стула, ноги врозь, прямые. 1.- руки вверх (вдох); 2 - пальцами рук коснуться носков ног (выдох);3 - руки вверх; 4-и.п.
И.п. – то же, но руки за голову, прогнуться.1 – поворот вправо, коснуться локтем спинки стула; 2 – и.п.; 3 – то же влево; 4 – и.п.
И.п. – то же, но руками взяться за спинку стула. 1 – туловище вперед, прогнуться (вдох); 2 – и.п. (выдох).
И.п. – сед касаясь спинки стула, руки в стороны.1. – наклон вправо, коснуться правой рукой пола, руки не опускать; 2. –и.п.; 3 – то же влево; 4 – и.п.
И.п. – упор стоя о спинку стула. 1 – мах правой вправо; 2 – и.п. 3 – мах левой влево; 4 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п.- то же, что и упр. 5.1 – мах правой назад; 2 – и.п.; 3 – то же левой; 4 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – то же, что в упр. 5. 1 – мах правой вправо; 2 – мах правой влево; 3- мах правой вправо; 4 - и.п.; 5 - 8 – то же левой ногой. Дыхание произвольное.
Для развития гибкости
И.п. – стоя левым боком к стулу, левая рука на спинке. 1 – мах левой ногой вперед; 2 – перемах левой ногой назад через спинку стула. Дыхание произвольное.
И.п. – то же, но стоя правым боком к стулу.
И.п. - стоя левым боком к стулу, ступня левой прямой ноги на сиденье. 1 – руки верх (вдох); 2 – наклон, руками коснуться носка правой ноги (выдох).
И.п. – то же, но стоя правым боком к стулу.
И.п. – то же, что в упр. 3. 1 – руки вверх (вдох); 2 – наклон, левой рукой достать носок правой ноги, правую руку назад(выдох).
И.п. – то же, но правым боком к стулу.
И.п. - то же, что и в упр.3, но руки за голову. 1 – наклон влево (вдох); 2 – и.п. (выдох)
И.п. – то же, но правым боком к стулу.
И.п. – упор стоя, руки на сиденье, ноги врозь. 1 – сгибая ноги, упор на коленях; 2 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – стоя за спинкой стула, руки на спинке. 1 – достать коленом согнутой левой ноги верхний край спинки; 2 – и.п.; 3 - то же правой ногой; 4 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – стоя спиной к спинке стула, руки хватом сверху на спинке стула. 1- присесть (выдох); 2 – и.п. (вдох).
И.п. – упор, руки на сиденье стула. 1 – прогнуться, не сгибая рук, коснуться животом края сиденья; 2 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – сед на краю сиденья, взявшись за спинку стула ноги врозь. 1 – прогнуться; 2 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – сед на краю сиденья, ноги шире плеч. 1 – руки вверх (вдох); 2- -наклон, руки между ног, хват за ножки стула – два пружинистых наклона (выдох).
Для мышц рук и плечевого пояса
И.п. – сед на краю сиденья, ноги на ширине плеч. 1 – прогнуться (вдох); 2 – и.п. (выдох).
И.п. – сидя на полу между двумя стульями, обращенными сиденьями друг к другу. Предплечья на сиденьях. 1 – упор лежа сзади на предплечьях; 2 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – упор лежа сзади, руки на сиденьях стульев. 1 – согнуть руки; 2 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. - упор лежа, руки на сиденьях стульев. 1 – согнуть руки; 2 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – то же, что и в упр. 4 1 - 4 – 4 шага назад; 5 - 8 – вернуться в и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – упор присев лицом к спинке стула. 1- встать, стул на грудь; 2 – стул вверх; 3 – стул на грудь; 4 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – то же, что и упр. 6. 1 – встать, стул на грудь; 2 - 3 – стул вперед, держать; 4 – и.п. Дыхание произвольное.
И.п. – лежа на спине, ноги закреплены, в руках, поднятых вперед, гантеля (1 кг.). Поднимаясь, коснуться гантелей носков ног; 2 – и.п. 10 раз.
И.п. – вис на согнутых руках, держать 5 сек. 2 раза.
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вверху касаются пальцами стены. 1 – поставив руки в упор о пол, кистями к плечам, перекатом назад коснуться ногами стены; 2 – и.п. 5 раз.
Карточка
В упоре лежа передвижение по кругу в разные стороны – 6 раз.
Из упора присев – многократные прыжки вверх.
Лежа на спине: поднять ноги до угла 45 градусов и опускать, не касаясь пола – 2 серии по 20 раз.
С гимнастической палкой наклоны вперед с отведением рук вверх – 20 раз.
Карточка
Из упора лежа на полу толчком ноги врозь, ноги вместе.
Поднимание туловища, руки за головой до касания руками носков ног (25 раз).
Карточка
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях.
Лежа на спине - поднимание туловища и ног до угла 90 градусов (10 раз).
С коленей - махом рук вперед прыжок в присев (10 раз).
Карточка
Лежа на полу, на спине – «велосипед» в одну и другую сторону.
Из упора лежа на полу – максимальное сгибание туловища.
Из стойки – плотная группировка 6 - 8 раз.
Из упора присев на полу – прыжок прогнувшись вверх.
Карточка
Из положения лежа на спине – группировка, 6-8 раз.
Из седа на полу, ноги широко в стороны, руки вверх – максимальные наклоны вперед.
Карточка
Из положения лежа на спине: поднимание туловища и опускание.
Прыжки на месте – колени к груди.
У стенки – прыжком повыше подтянуться.
У стенки – махом ногу вверх, прогнуться, затем другую, серии по 8 - 10 раз каждой ногой.
Карточка
Из положения сидя, набивной мяч над головой – наклоны до касания мячом ног, лбом коленей.
Поднимание мяча вверх из положения лежа на груди.
Поднимание мяча ногами до угла 90 градусов из положения сидя, руки сзади.
Наклоны с мячом за головой, ноги врозь, колени прямые.
Карточка
Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладони на полу – поднять ноги и держать 10 с. (3 – 4 серии).
Наклоны вперед до касания носков ног из положения лежа.
Стоя на 1 м от стенки, быстрое сгибание и разгибание рук.
Карточка
Из положения лежа на груди, руки за головой – прогибания.
Из положения лежа на спине, ноги под углом 45 градусов - скрестные движения ногами (3 серии по 10 - 12 движений).
Два темповых прыжка, третий прыжок прогнувшись, ноги врозь.
Из положения лежа на спине – мост и опускание – 5 - 8 раз.
Карточка
Сидя, руки в упоре сзади – прогибания на пятках.
Ноги врозь, руки вверх – в стороны – наклоны, руки между ног.
Сидя, руки сзади в упоре на локтях – поднимание ног и медленное опускание на счет 4 - 8.
Темповые прыжки, третий прыжок в группировке.
Карточка
Лежа на животе, поднять руки и ноги вверх – прогнуться.
Стоя на коленях, прогнуться и достать руками носки ног.
Темповые прыжки на носках с разведением ног в стороны.
Сгибание и разгибание рук в упоре.
Карточка – домашние задания (комплекс ОРУ)
И.п. – стоя, руки за головой. 1 – присесть на носках, руки вперед; 2- и.п.; 3-4 – повторить движения счета 1-2. 5 серий по 10 раз.
И.п. – стоя, руки вверх. 1 –наклон вперед, коснуться пальцами, а затем и ладонями пола, выдох; 2 –и.п., вдох; 3-4 – повторить движения счета 1-2. 2 серии по 20 раз (20 наклонов).
3. И.п. – лежа на спине, руки за головой. 1 – поднять ноги до угла 90*, выдох; 2 – медленно вернуться в и.п., вдох; 3-4 – повторить движения счета 1-2. 2 серии по 10 раз.
И.п. – упор лежа, руки согнуты. 1 – разогнуть руки, вдох; 2- согнуть руки, выдох. 2 серии по 6-10 раз.
И.п. – присед, руки на коленях. Выпрыгивание с выпрямлением ног. 5 серий по 10 раз.
И.п. – стоя ноги врозь, руки в стороны. Повороты в стороны до отказа на каждый счет.30 раз.
И.п. – о.с., левая рука слегка согнута, правой рукой оказывать сопротивление медленному сгибанию левой руки в локтевом суставе. По 5 раз правой и левой рукой. То же, но с гантелью в руке (500 гр.).
И.п. – стоя спиной к стене, в полусогнутой руке, поднятой вверх, конец резинового бинта, закрепленного за какой – либо предмет. Выполнение метательного движения в течении 1 минуты правой и левой рукой.
И.п. – стоя на одной ноге, хват рукой за рукой за край стола. 1 – присесть на ступне левой ноги, правая поднята под углом 90 градусов; 2 - и.п., вдох; 3-4 - то же на другой ноге. 2 серии по 3 раза на правой и левой ноге.10. Упражнение на расслабление.
Карточка - Общеразвивающие упражнения со скакалкой
И.п. – стоя, вчетверо сложенная скакалка в руках внизу. 1 – отставляя ногу назад на носок, прогнуться, руки вверх; 2 – и.п., выдох; 3-4 –повторить движения счета 1-2. 10 раз.
И.п. – упор присев, в руках скакалка, сложенная вчетверо. 1 – ноги выпрямить, руки от пола не отрывать; 2 – руки вверх, выпрямиться, вдох; 3 – руки вниз; 4 – и.п. 20 раз.
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, скакалка в опущенных руках, хват шире плеч. 1 – приседая, скакалку вперед-вверх, выдох; 2 – медленно вернуться в и.п., вдох. 20 раз.
И.п. – стоя, скакалку вперед, хват шире плеч. 1 – выкрут рук со скакалкой назад; 2 – выкрут вперед. 15 раз.
И.п. – сидя, руки со скакалкой, сложенной вчетверо, вверх. 1 – опуская руки, согнуть ноги, провести скакалку под ногами, выпрямляя ноги, опустить их на пол; 2 – и.п. 10 раз.
И.п. – присед, скакалку вперед. 1 – вставая, посавить левую ногу назад на носок, скакалку вверх, прогнуться, вдох; 2 – и.п., выдох. 10 раз.
И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны, скалка за плечами. 1 – наклон влево, выдох; 2 – и.п., вдох; 3-4 – то же вправо. 10 раз.
И.п. – стоя, сложенная вчетверо скакалка в опущенных руках за спиной. 1 – наклон вперед, руки вверх, выдох; 2 – и.п., вдох. 10-12 раз.
Прыжки через скакалку с ноги на ногу, кто быстрее выполнит 100 прыжков.