Педагогическая концепция
Нужно, чтобы дети по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него
материал.
К.Д Ушинский
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Очевидно, развитие мышления учащихся многократно ускоряется и усиливается, если учитель, обучая предмету физическая культура, одновременно учит умелому применению различных практических теоретических мыслительных приемов, способствующих творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, что обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Для успешной социализации в обществе учитель должен научить учеников самому необходимо: самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Профессиональная деятельность учителя физической культуры обеспечивает учащихся предметными знаниями, которые становятся основой для решения реальных жизненных проблем, например, организация здоровьесберегающей деятельности, формирование экологически обоснованного поведения, гигиенической грамотности и др.
Доступность, качество образования, также как и эффективность начинаются, несомненно, с «учителя нового качества». В моей профессиональной деятельности применяются следующие компетенции:
- 1.Владение содержанием и методологией предмета.
- Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.
- Осуществление отбора содержания физкультурного образования на основе пересечения информационных потоков учителя (Базисный учебный план, государственный образовательный стандарт, рабочие учебные программы и соответствующие им учебно-методические комплексы) и учащихся (личный опыт, информационные ресурсы СМИ, Интернета).
- Владение управленческими знаниями и навыками (знание правил проведения спортивных соревнований, умение применять их в судействе, самостоятельно проводить подвижные игры с одноклассниками, с учащимися начальной школы, умение проводить самостоятельные тренировки по развитию физических и двигательных качеств).
- Использование инновационных образовательных технологий (развития критического мышления, исследовательского, рефлексивного, проектного обучения, информационно-коммуникационных), не только решающих задачи освоения содержания школьного предмета физическая культура, но и способствующих формированию компетентностей учащихся.
Чтобы соответствовать духу времени я свою деятельность ориентирую на использование личностно-ориентированные технологии формирования ключевых компетенций учащихся, стремлюсь за максимально короткий промежуток времени добиться желаемого результата в обучении. Достижение такой цели возможно при моем умении выделить главное в изучаемом материале, необходимое для приобретения системы знаний, развития умений и навыков учащихся. Это потребовало совершенствование разнообразных методов обучения. Одним из таких методов является метод круговой тренировки. Технологический подход в преподавании продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся; необходимостью подготовки выпускника, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны.
Итак, как же организовать занятия, какие подобрать способы, методы и средства, чтобы заинтересовать ребят, чтобы дать им те необходимые качества, умения, навыки и знания, которых им порой не хватает после окончания школы, в их дальнейшей жизни?
Например на своих занятиях физической культурой с учащимися старших классов, огромное внимание уделяю силовой физической подготовке. Силовая физическая подготовка, которую даю юношам, состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на более высокую нагрузку. Но нельзя забывать о том, что обязательной частью физкультурных занятий является правильное пользование физической нагрузкой. На уроках физической культуры я применяю способ круговой тренировки. В основе круговой тренировки лежат три метода:
- Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
- Поточно-интервальный, который базируется на 20 – 40-секундном выполнении простых по технике упражнений (50% максимальной мощности) с минимальным отдыхом. Такой режим развивает общую силовую выносливость.
- Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности учащихся.
Эти методы можно применять как на уроках, тренировках, так и на внеклассных спортивных мероприятиях. Вместе с ребятами мы разработали несколько комплексов круговой тренировки. Большинство ребят ими пользуется для поддержания своей спортивной формы до сих пор. У ребят появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в упоре на брусьях, сколько раз отожмутся и т.д. У них постоянно идет соперничество между собой, классами, они стали жить в соревновательном движении. На занятиях физической культурой я стараюсь помочь юношам приобрести не только технические навыки, но и навыки организатора, руководителя. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношения к делу: целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство. На своих уроках я стараюсь приучать учащихся в нужный момент принять определенное решение, настроиться эмоционально и практически решить поставленную задачу. Таким образом, в процессе занятий у ребят осуществляется воспитание активной жизненной позиции, решаются задачи по военно-патриотическому воспитанию, подготовке к службе в рядах Вооруженных Сил России.
В обязательном порядке "подковываю" ребят и в теоретическом плане, чтобы не было оторванности физической культуры от теоретических знаний. Здесь я убеждена, что учащиеся кроме жизненно важных умений и навыков должны еще получить знания, которые им пригодятся в их дальнейшей жизни. Важно, чтобы они могли понять и объяснить тот или иной процесс, происходящий в организме, влияние того или иного упражнения на определенные группы мышц и, исходя из этого, правильно составить комплекс утренней гимнастики, самостоятельно провести тренировку.
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Применение ИКТ на уроках физической культуры позволяет:
- демонстрировать технические приемы выполнения упражнения и т.д.;
- проверять уровень теоретических знаний учащихся, причем с малыми затратами времени, например, тест, и сразу же ученик может обозревать результат тестирования;
- проследить динамику развития физических способностей;
- использовать дистанционные формы обучения и проектную деятельность.
Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, в виде презентаций, на мой взгляд, позволят с интересом воспринимать ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации включаю фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к олимпиаде по физической культуре.
Поэтому современные уроки физкультуры – это уроки-исследования, уроки открытия. Постоянно нахожу информацию о различных конкурсах, в которых ребята смогли бы принять участие, стараюсь заинтересовать, поддержать, помочь в исследовательской деятельности. Следовательно, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
В своей работе я стараюсь также поддерживать тесный контакт с преподавателями по ОБЖ. Кроме того спортивно-оздоровительная работа проводится совместно с ДЮСК "Сормович", "Нижегородец". Все это дает существенные результаты. В настоящее время 75% учащихся 5 – 11 классов посещают спортивные секции, кружки, клубы, некоторые из них имеют спортивные разряды, являются чемпионами и призерами РФ. В нашей школе огромное внимание уделяется физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Учителя вместе с учениками участвуют в различных спортивных мероприятиях. В течение года проводим согласно плану проведения внутришкольные соревнования между классами, и .товарищеские встречи по различным видам спорта со школами района. Ежегодно проводим лыжные походы с участием учителей. Каждый год участвуем в районной и городской Спартакиаде школьников, где наша школа постоянно занимает 1-е и 2-е места. Победители всех соревнований награждаются грамотами, памятными подарками, сладкими призами. А самых лучших спортсменов заносим на доску почета.
Анализируя опыт своей работы, я могу сделать вывод, что моя система работы благоприятно влияет на личность учащихся и дает стабильно положительные результаты. Реализация содержания разработанной мной педагогической модели позволила значительно улучшить и расширить круг интересов и мотивационно - ценностных ориентаций в области физкультурно - оздоровительной деятельности, сократилось число пропусков уроков по болезни, развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность.
Моё мнение таково, самыми лучшими урокам становятся те, на которых ученики самостоятельно стараются повысить свой уровень физической подготовки, добиваются желаемого результата, не останавливаются на достигнутом.